Регистрация Вход
Город
Город
Город
Stepan-studio.ru

Stepan-studio.ru

Оригинальная музыка к спектаклям и мюзиклам. Качественная звукорежиссура и стильные аранжировки. Напишите: vk.com/stepan_studio или stepka68@gmail.com
Подробнее
TAGREE digital-агентство

TAGREE digital-агентство

Крутые сайты и веб-сервисы. Комплексное продвижение и поддержка проектов. Позвоните: +7 (499) 350-07-30 или напишите нам: hi@tagree.ru.
Подробнее

Стойкость и индивидуальность японской цивилизации

Известно, что японская культура характеризуется большим числом заимствований. После того как Япония перенимала значительную часть завоеваний иностранной цивилизации, страна не теряла национальной идентичности. Суть и дух японской цивилизации всегда остаются практически неизмененными. Другие страны могут лишь позавидовать подобной стойкости.

1



Кацусика Хокусай  Победный ветер, красный день (Красная Фудзи) см. мой пост про укиё-э Хокусая


Геополитическое положение японских островов, конечно, играет свою роль в рассматриваемой ситуации. Даже под воздействием всепроникающей глобализации на восточную культуру всё японское остаётся в большинстве своем японским («ниппонфу» - в японском стиле). Несомненно, важные изменения, модификации Японии как бы наслаиваются на каркас традиционности. При трансформации Японии никогда не забывает о такой жизненно важной задаче, как не потеряться в быстроменяющимся современном мире и приспособиться к новым условиям, не потеряв при этом себя.

2



Кацусика Хокусай. Укиё-э из серии 36 видов Фудзи

 

На каждом этапе своих изменений Япония осознавала, что они жизненно необходимы для выживания, но для любого восточного общество перемены несут в себе негативный смысл. Недаром слово «ужас, кошмар» (тайхэн) в японском языке записывается иероглифами, означающими «большие перемены».

 3.



Судзуки Харунобу.  Чтение. см. мой пост про укиё-э Харунобу

 

Первым и наиболее значительным, практически, основополагающим влиянием, стало китайское. Японская цивилизация заимствовать письменность, одежду, ремесло, живопись, и многие особенности и сущностные характеристики китайской цивилизации. Даже становление японской государственности шло по «китайской модели» с целью включения Японии в китаецентричный цивилизационный порядок. Несмотря на сильнейшее влияние китайской культуры на японское общество, Япония осталась совершенно самобытной цивилизацией, социальные формы которой вряд ли имеют аналогии в других цивилизациях мира.

 4.

Судзуки Харунобу. Ловля насекомых

 

В отличие от Китая средневековое общество Японии характеризовалось очень низкой вертикальной мобильностью. Эта его особенность связана с адаптацией чужой культуры, пришедшей из Китая и Индии, которая стала барьером для вертикальной мобильности.Усвоение сложной китайской письменности и китайского языка отрезало всякие возможности для продвижения вверх выходцев из низов. Позднее, в эпоху Камакура, когда подавив аристократию к власти в Японии пришли военные, не приспособленные к тонкостям иностранной культуры, двор императора, отстраненного от власти сёгунами, оставался своего рода «закрытым клубом», сохранившим утонченные вкусы и сложные ритуалы хэйанской традиции, обеспечивая непрерывность культурного развития, мало затронутого острой борьбой за власть между военными кланами.

 5.



Кацусика Хокусай. Укиё-э из серии 53 станции Токайдо


Следующей вехой модернизации стали заимствования политических институтов и экономических моделей стран Западной Европы. В течение почти ста лет Япония была единственной страной из всего «неевропейского» мира, оказавшейся способной успешно модернизироваться, в частности воспринять и воспроизвести систему политической демократии европейского типа. Японская «почва» - социально-политическая среда – была готова принять и эффективно использовать передовые  европейские достижения.

 6.



Кацусика Хокусай. Чайная плантация

 

Можно сказать, что в Японии присутствует мощный импульс национальной культурной традиции наряду с развитой способностью к заимствованию инноваций. Эта национальная традиция выражалась прежде всего в сохранении форм политической власти и типичных форм внутригрупповых отношений, несмотря на существенные изменения социальных институтов. Человек остался традиционным, но общество изменилось. В отличие от этого в большинстве других стран Восточной Азии, либо находившихся под колониальным господством, либо переживших социальную революцию под влиянием коммунистических идей, существенные изменения произошли с самим человеком и его отношением к окружающей действительности, а общая структура социальных отношений во многом осталась традиционной.  В японском же обществе выработано специфическое отношение к внешним изменениям и институтам как к «техническим инструментам», не затрагивающим традиционных взглядов на жизнь.

 7.



Кацусика Хокусай. Осенняя луна в Цукуда. Серия 8 знаменитых видов Эдо

 

Иерархические отношения по существу не имеют личностного характера. Вся группа в целом находится в специфические отношениях долга по отношению к руководителю, который, в свою очередь, должен полностью посвящать себя группе подчиненных, любить их и находиться с ними в отношениях, по своему характеру скорее соответствующих роли старшего в семье, чем начальника.

 8.



Тиндзан-со. Токио. см. мой пост про сад Тиндзан-со

 

Вместе с тем такая бескомпромиссная социальная позиция растворения личности  в социальных отношениях соседствует в японской культуре с ярко выраженным эстетическим индивидуализмом. Личность проявляется в глубоко индивидуальном, чрезвычайно эстетизированном отношении к природе. Это восприятие мира как эстетического феномена особенно ясно видно в практике дзэн-буддизма и таких видах  искусства, как «сумиэ», порожденных им. 

 9.



Тиндзан-со. Токио.

 

Это разделение сфер социального и эстетического чрезвычайно важно для понимания эволюции японского общества. На протяжении многих столетий политическая жизнь заключала в себе разделение сферы политической власти (это мог быть господствующий клан аристократии, а позднее - сёгун) и сакральной сферы, что всегда было во власти императора. Именно внутри сакральной сферы императорской власти под крайне консервативными лозунгами в период революции Мэйдзи были подготовлены те реформы, которые позволили Японии быстро догнать Запад по уровню социального и технологического развития.

 

После «открытия» Японии американцами, она также заключила неравноправные договоры и с другими западными странами, «открывая» себя для активного вмешательства всего мира.Это было вынужденным ответом страны на экспансию великих держав вследствие формирования нового миропорядка. Однако в силу различия ценностных систем, любой феномен, который заимствовался Японией, принимал новый облик, проходя период  усвоения и реинтерпретации.

 10.



см. мой пост про Китагава Утамаро

 

Но превалирующим воздействием оказалось влияние наиболее развитых западноевропейских стран, таких как Германия, которая оказала влияние на формирование полтической, медецинской, языковедческой науки в Японии. Необходимость социально-политической модернизации повлекла за собой «буммэй кайка» -  «Цивилизация и Просвящене», по сути, «западнизацию» японского общества, перенимающего европейские институциональные  структуры.

 

Конституция 1891 г. была выработана как раз под влиянием германской школы политических исследований, что привело к проблемам, сходным с проблемами, существовавшими в Германии накануне Первой мировой войны. Вооруженные силы Японии, будучи подчинены не правительству, а непосредственно императору, постепенно превратились в самостоятельную политическую силу, оказывающую влияние на внешнюю политику страны, что и привело сначала к оккупации Манчжурии, войне с Китаем, а затем и вовлеченности во Вторую мировую войну.

 11.



Китагава Утамаро

 

После поражения в войне на Тихом океане, ознаменовавшего крах ценностей японского воинствующего национализма, можно наблюдать очередной этап эволюции идентичности. При этом нельзя забывать, что послевоенная модернизация являлась фактически принудительной, включая в себя реформирование государственной и социальной систем, полунасильственное внедрение в менталитет нации американских стандартов и ценностей. Всё это стало крайне интересным феноменам, происходящим в такой уникальной стране как Япония. Несмотря на принудительный характер модернизации и кризис ценностных ориентиров (продолжающейся и по сей день), Япония сохранила свойственную ей гибкость и способность к сохранению национальной идентичности.

 

Американская оккупация продолжалась вплоть до 1952 года, но и после её окончания Америка имела огрмнейшее влияние на Японию. В итоге этот период  создал  феномен “японского экономического чуда” начала 70-х годов. Эта эпоха яркий пример навязывания институциональной структуры обществу, которое все же проявило фантастическую способность “переварить” инновации.

 12.



Икэбукуро. Токио


Имидж Америки для японцев – это символ постоянной модернизации, богатства и процветания. Закрепился сильный социокультурный стереотип – «юмэно куни» - «страна мечты».

Несомненно, в Японии возник некий кризис идентичности. США являются эталоном для подражания, но в этом же скрывается причина определенного раздражения, поскольку уподобление Америке не подразумевает сакральности национальных ценностей и самобытности. Однако по мере приближения к американским стандартам и осознанию себя процветающей страной, Япония вновь начинает поиски национальной идентичности. Чем острее угроза национальному и самобытному, тем более прочное место завоевывает традиционная самоидентификация.

 13.



Парламент Японии. Токио


После Войны на Тихом океане США имплантировали в японское общество демократические институты и принципы, фактически взяли на себя функции обеспечения обороны Японии. Этот социально-психологический стереотип базируется на очень мощных пластах коллективного бессознательного, в частности, на  психологической установке, имеющей глубокие корни в японской истории –  «не противиться, а приспосабливаться к табу», а также на многовековых традициях патернализма. Америка стала своего рода «отцом, старшим братом», но в этом же скрывается причина определенного раздражения по отношению к ней, поскольку уподобление Америке, да и восприятие западных ценностей как «универсальных» является вызовом для сохранения японских национальных ценностей и самобытности.

 14.



Официальное представительство Картье и Шанель в Японии. Гиндза. Токио


«Третьей интернационализацией» Чугров [1] называет период конца 20 – н.21вв. Ее особенностью является то, что страна оказалась одновременно в ситуации экономического кризиса и перед необходимостью противостоять вызовам глобализации, к которым она была не готова. В очередной раз перед японцами встала проблема приспособления к проникновению западных ценностей и сохранения своей самоидентификации.

 

[1] Чугров С.В. Автореферат к докторской диссертации «СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНИИ». М., 2007. С.4.

 15.



Сибуя. Токио.


Несмотря на способности менталитета к адаптации, некоторые традиционные формы не выдерживают натиска западной цивилизации.По данным общественного мнения в Японии, лишь старшее поколение и, в несколько меньшей степени, среднее высоко ставят лояльность начальству и следуют традиционным нормам. Молодое поколение во все большей степени отвергает внеэкономические стимулы, вступая в открытый конфликт с традиционализмом. Однако маловероятно, что современный японский индивидуализм способен быть столь же радикальным, сколь индивидуализм западного толка.

 

Но важными являются проявления патернализма и группизма как наследие традиции, сохранившейся в современном японском обществе, первооснова которой – институт «иэ» (дом, семья). До сих пор личные отношения внутри своей референтной группы считаются важнее, чем другие взаимоотношения. Это закреплено в языке, так как любой вежливый тип общения подразумевает разделение людей на «свою» и «чужую» группы. Эти группы расширяются в зависимости от контекста общения. При разговоре с коллегой, «мы» будет подразумевать семью, а при разговоре с деловым партнёром, уже коллег или всю фирму.

 16.



Ясукуни дзиндзя. Токио. Часто вызывающая международные трения и дипломатические конфликты, в виду того, что среди душ воинов, которым там поклоняются, присутствуют военные преступники.


Термин «иэ» употребим в качестве почти синонима концепции «семейного государства». Психология патернализма и группизма накладывает ограничения, к тому же Япония во многом являлась и является закрытой страной. Поэтому этническая группа («мы, японцы») всегда в опрделённой мере противопоставлена всему остальному миру. В сознании общества закрепилось восприятие окружения страны сквозь призму японоцентристских представлений. Но Япония старается отвоевать доверия азиатских стран, чтобы они воспринимали Японию положительно. 

 

Японцам важно вписаться в контекст, а представителям Запада –  переломить контекст. В японской культурной традиции прямое и чёткое выражение собственного мнение считается неприемлемым, в то время как в западной традиции ценится собственное мнение человека, его наличие причисляется к однозначно положительному моменту. 

 17.



Станция Синдзюку. Возвращающиеся с работы домой "сарариман"-ы - офисные работники.

 

Для западного мышления характерно четкое целеполагание и оперирование дилеммами (“или – или – третьего не дано”). Такие системы мышления можно назвать линейными, то есть имеющими однозначное решение. Для некоторых восточных систем мышления, в частности японской, характерны трилеммы: решение находят не в линейной оппозиции “или – или”, а где-нибудь в иной плоскости (“не это и не то, а нечто совсем иное”). Или же – “ это и то, одно в другом”.

 

Социокультурная традиция диктует японцам оставаться внутри круга своих непосредственных обязанностей и не вмешиваться в чужие проблемы. Это гарантирует социальную стабильность и высокий профессиональный уровень японских специалистов. Японцы чувствуют себя неуютно, попадая на «чужое поле».

 

Литература:

1.Чугров С.В. Автореферат к докторской диссертации «СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНИИ». – М., 2007. – 61с.

2. Чугров С.В. Россия-Япония: О некоторых параллелях в политическом мышлении// Мировая экономика и международные отношения. – 2002. – N 11.

 



Источник: своё. укиё-э: http://www.art-catalog.ru

Поделитесь с друзьями:

 

Комментарии:

HaN

А в середине 80-х казалось, что Япония станет ведущей мировой державой... Во всяком случае, эта тема в голливудских фильмах звучала очень явственно ;)

Ответить

Есть сомнения, что япония одна из ведущих держав?

Ответить

HaN

Есть сомнения, что Япония когда-нибудь станет мировым гегемоном и ведущей мировой державой. А в 80-м таких сомнений было гораздо меньше.
Одной из != главной

Ответить

В области высоких технологий и промышленности однознано в тройке лидеров, в области добычи ресурсов понятно, что нет, в области культуры также не доминирует. Сейчас в мире появилась специализация, такого, чтоб кто-то лидировал во всём быть не может.

Ответить

Вот , у меня тоже вечно трилеммы... А я-то думала - почему? Оказывается, всё не так печально))

Ответить

ychenik

А Император по прежнему Бог, статья о чем была отменена в Конституции Японии сравнительно недавно...

Ответить

Отшельник

AgataD явила новый лик свой - репортёрский. Материал вполне тянет на статью, а то и на репортаж сравнимый с обозрением. И иллюстрации, расширяющие восприятие и смущающие моё сознание... Тема вполне современная, а иллюстрации скорее средневековые. Ай-яй-яй, манипулировать изволите, разумная?! Спасибо.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.